Эфес
(тур. Efes; англ. Ephesus)
Кандидат в Список ЮНЕСКО
Часы работы: ежедневно, с 8.30 до 19.00 с апреля по октябрь, и с 8.30 до 17.30 – с ноября по март.
Как добраться: ближайший к Эфесу населенный пункт – Сельчук. Напрямую в Сельчук можно добраться на автобусе и по железной дороге. Железнодорожный вокзал в Сельчуке находится удобно, в центре города, в пешей 5-минутной досягаемости до автовокзала, достопримечательностей, многих отелей.
До Сельчука, проще всего добраться из Измира и Кушадасы. От центральных автовокзалов этих городов ходят автобусы и маршрутки до Сельчука. От Сельчука до Эфеса, порядка 5 км, можно дойти пешком, или сесть на долмуш (Selcuk – Pamucak). От шоссе, где Вас высадят, надо пройти налево пару сотен метров, до касс в Эфес.
До Часовни Девы Марии общественный транспорт из Сельчука не ходит. На горе Бюльбюль, у входа в историческую зону Эфеса, всегда стоят таксисты с предложением довезти до Часовни Девы Марии.
Эфе́с – самый большой, и лучше всего сохранившийся древний город на берегу Эгейского моря, и второй, по значимости, после Помпеев, в Средиземноморье. Эфес – одна из популярнейших и посещаемых достопримечательностей Турции.
Это большой античный город, в котором ранее проживало до 250 000 человек. Сейчас от него остались только руины, но руины прекрасные, и не надо обладать богатой фантазией, чтобы представить красоту этого города, во времена его расцвета.
Карта Эфеса
Своей славой в Древнем мире Эфес, в большой степени, обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем, отождествлённой с греческой богиней – Артемидой. Поклонение этой богине идёт с незапамятных времен, но строительство посвящённого ей храма – одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до нашей эры.
По легенде, Эфес был основан Андроклом – сына правителя Афин – Кодра, который по совету оракула прибыл в эти места, чтобы основать новый город. Дельфийский оракул сообщил Андроклу, что место закладки нового города ему укажет рыба, огонь и кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря, у одной из бухт он увидел людей, которые ловили рыбу, и высадился на берегу прекрасной бухты. Здесь же, в окрестностях, Андрокл повстречал и кабана. Предсказания оракула сбывались. И было решено: быть на этом месте новому городу!
Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится, как желанная), он влюбился, а новый город, с тех пор, получил её имя.
Эта красивая и, почти, сказочная история не подтверждается историками и археологами. Они утверждают, что поселения в окрестностях Эфеса существовали ещё со времён неолита, о чём свидетельствуют раскопки курганов Арвальи и Кукуричи. Ранее город носил название Апаша, и был, какое-то время, столицей конфедерации или царства Арцава, враждебного хеттам и союзного ахейцам. По хеттским источникам, Эфес был столицей небольшого карийского государства, и только затем, заселён греками-ионийцами из Афин.
История этого города богата и драматична. Бурная борьба тех времён за земли и власть не обошла стороной и Эфес. По очереди, Эфес с VII века до нашей эры был захвачен, сначала Киммером, затем, в 560 году до нашей эры город был завоёван лидийским царем Крёзом. В это время, Эфес достиг наибольшего расцвета и пышности. Крёз был довольно жёстким правителем, но относился к жителям Эфеса с уважением.
В 547 году до нашей эры, после поражения Крёза персидской армией, находившейся под командованием Гарпага, Эфес, вместе с другими греческими городами в Малой Азии, стал частью Персидской империи. Несмотря на повышения налогов, город процветает и под властью персов.
Александр Македонский освободил город, после разгрома персов в битве при Гранике, в 334 году до нашей эры. А в 290 году до нашей эры, после смерти Александра, Эфес перешёл под власть Лисимаха – одного из военачальников Александра.
В 190 году до нашей эры город захватило Бергамское королевство, затем в 133 году до нашей эры – Рим. Став частью Римской республики, в городе значительно выросли налоги, сам город систематически подвергался грабежам. В 27 году до нашей эры, при Августе, город стал столицей римской провинции Азии, занимавшей западную половину Малой Азии.
В V-VI веках Эфес стал важнейшим городом Византийской империи, после Константинополя. Это время становится великолепным блистательным временем для этого города. Но, в 614 году землетрясение частично разрушило город. А арабские грабежи в 654 - 655 годах, и 700 и 716 годах ещё больше ускорили упадок города. К середине VII века Эфес был, практически, полностью разрушен. В XIV веке турки-сельджуки заняли соседний город Аясолук, построили мечеть, караван-сарай, турецкие бани, город стал развиваться. И про Эфес все забыли. В XV веке Эфес был окончательно заброшен.Так закончилась история одного из самых блистательных городов на Турецком побережье.
В 1869 году английскими учёными были произведены первые археологические раскопки, в результате которых, миру была открыта красота античного города. Здесь сохранилось много исторических памятников, относящихся к римскому периоду.
Портовая улица в Эфесе идёт от порта к Портовым Баням и Театру Эфеса. Люди прибывавшие в Эфес по морю попадали в город, именно, по этой улице. В IV веке её реконструировали и назвали в честь императора Аркадия.
Портовые Бани (по-другому бани Константина) представляли из себя огромные сооружения 160 х 170 метров, и высотой 28 метров. Бани были построены во II веке, и перестроены в IV веке при императоре Константине II.
Расположенный под открытым небом Театр Эфеса – один из крупнейших амфитеатров в древнем мире. Он был построен в эллинский период (III - I века до нашей эры), но серьёзно перестроен римлянами, при императорах Домициане и Траяне. Вместимость Театра составляет около 25 000 мест.
Эфесский Театр разделён на три секции: скена (включая просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор), и кавеа (сектор зала для зрителей). Театр отлично сохранился, и представляет собой, действительно, грандиозное сооружение.
От Театра начинается Мраморная улица, которая ведет к Библиотеке Цельсия. Эта улица, длиной 400 метров, была проложена в V веке, на месте более древней улицы. Вдоль улицы размещались торговые лавки и были установлены статуи на пьедесталах, а под улицей находилась развитая система канализации.
На тротуаре Мраморной улицы имеется изображение ноги и женской головы. Это одна из самых ранних реклам. Женская голова и женская нога указывали путь в публичный дом, который находился недалеко отсюда.
Библиотека Цельсия – жемчужина Эфеса, она является ярким памятником Древнего Рима. Библиотека была построена в эпоху Римской империи, во время правления Адриана, по проекту архитектора Тиберия Юлия Цельса, который пожелал посвятить её своему отцу.
Библиотека Цельсия имеет 2 этажа, длина фасада – 21 метр, высота 16 метров. Когда-то в Библиотеке хранилось более 12 000 рукописных свитков – некоторые размещались в шкафах и стенных нишах, другие, более ценные экземпляры – за двойными стенами, позади шкафов, с целью защиты от перепада температур и влажности.
Библиотека Цельсия потрясающе красива. В нишах, между колонн нижнего яруса, расположены четыре женские скульптуры: «Премудрость», «Добродетель», «Мысль» и «Познание». Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже, за сценично оформленною колоннадою, видно три портала, в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз.
Библиотека Цельсия явилась, своего рода, монументальной гробницей Тиберию Юлию Цельсу, служившему губернатором провинции Азия в Римской империи, и похороненному в саркофаге, под цокольным этажом Библиотеки, что было большой редкостью для римлян, так как разрешение на захоронение в общественных зданиях давалось очень редко, и лишь для граждан с особыми заслугами. Строительство гробницы, вход в которую украшали две статуи Афины, было подарком Тиберию от его сына Гая Юлия Аквилы.
Интересно, что Библиотеку Цельсия соединял подземный ход с Публичным Домом. Таким образом, мужья обманывали своих жён, идя в Библиотеку, они проходили по подземному ходу, где предавались утехам и разврату в Публичном Доме.
Рядом Библиотекой Цельсия находится Агора – центр торговой жизни города, здесь продавали всевозможные товары, включая рабов, и собирались по праздникам и различным церемониям.
На противоположной, от Библиотеки Цельсия, стороне улицы, разместилось здание, так называемого, Публичного Дома. Публичный Дом находился на углу Мраморной улицы и улицы Куретов. С каждой улицы, в Публичный Дом был отдельный вход. На первом этаже был большой холл, на втором – несколько маленьких комнат. Здесь нашли мозаичные картины девушек. Предположительно они работали здесь. Также, в доме была обнаружена статуэтка божества Приапа, с огромным фаллосом.
Бани Схоластики были построены в I веке, а в IV веке претерпели серьёзную реконструкцию. Латрина (общественный туалет) был частью Бань.
Между Банями и Латриной находился бассейн, окружённый колоннами.
Храм Адриана был построен во II веке, и посвящён императору Адриану, посещавшему Эфес в 128 году. Фасад храма, представляющий собой, одно из самых красивых и хорошо сохранившихся сооружений Эфеса, оформлен четырьмя коринфскими колоннами, поддерживаемыми изогнутой аркой, в центре которой изображена Тюхе – богиня случая и удачи.
Надпись, выгравированная на архитраве храма малоизвестным архитектором Квинтилиусом, свидетельствует о том, что Храм был посвящён императору Адриану. Этот великолепный храм был изображён на обратной стороне банкноты турецкой лиры (банкнота в 20 млн лир) с 2001 по 2005 года, и на новой банкноте турецкой лиры с 2005 по 2009 года.
Недалеко от Храма Адриана был установлен Фонтан Траяна, который был построен в 104 году, в честь Артемиды Эфесской и императора Траяна. Чаша Фонтана, размером 20 х 10 метров, была окружена фигурами Афродиты, Диониса и членов семьи императора. В центре Фонтана возвышалась огромная статуя императора Траяна, из которой била струя воды.
С противоположной стороны, неподалёку от Храма Адриана, расположен оригинальный ансамбль зданий, под названием «Дома богачей». Здесь жили представители привилегированных слоёв общества. Дома расположены на склоне, и каждый дом служит террасой, для следующего, за ним, дома.
Дома отличались большим количеством декораций и фресок. Тротуар перед домами выложен мозаикой, неплохо сохранившейся до наших дней. Всё говорит о царившей здесь, когда-то, роскоши.
Улица Куретов протянулась вдоль склона от Библиотеки Цельсия до Ворот Геркулеса, до Агоры. Это одна из трёх главных улиц Эфеса, именно здесь предпочитала селиться элита Эфеса. Здесь можно увидеть колонны, каменные пьедестала, подиум, капители, фризы, статуи и остатки торговых лавок, и жилых домов. Мощение из мрамора и природного камня прекрасно гармонирует с руинами античных строений.
После сильнейшего землетрясения середины IV века, который полностью разрушил улицу Куретов, она подвергалась основательной реконструкции. На улице, также, расположена стена из мрамора, на которой были выгравированы все городские законы, которые, во все времена, были неизменны. Примечателен и тот факт, что на этой, и других улицах города размещались ямы, накрытые решётками, в которых помещали людей, осуждённых за убийство или изнасилование. Каждый прохожий мог плюнуть в яму, выразив этим своё осуждение.
На улице Куретов находятся Ворота Геркулеса. Эти ворота были названы так, потому что, на них выгравировано изображение Геркулеса.
Примечателен Монумент Меммиуса, воздвигнутый в I веке Меммиусом – внуком Луция Корнеллия Сулла, римского военачальника, консула, а затем диктатора.
Храм Домициана был одним из крупнейших храмов в Эфесе, и одним из немногих храмов, построенных в честь императора Домициана. Храм Домициана окружала великолепная колоннада, Храм имел 8 колонн на короткой стороне, и 13 на длинной. Внутри Храма была установлена гигантская статуя императора.
Пританий (муниципалитет) – здание, которое предназначалось для размещения канцелярских служб, проведения праздничных приёмов и банкетов для городской знати. В расположенном рядом Храме Гестии постоянно горел священный огонь, поддерживаемый пританами – священнослужителями, которые принимали участие в культовых обрядах и в жертвоприношениях. В определённое время, притане жевали опий, и, опьянев, танцуя, шли к Храму Артемиды.
Фонтан Поллио был построен в 97 году, на средства жителя Эфеса – Поллио. Вода для Фонтана доставлялась по акведуку из трёх мест. Сам Фонтан выглядел очень мило, и был украшен несколькими статуями.
Одеон – полукруглое сооружение, известное, также, как Малый Театр, стоит на склоне холма, на севере от Агоры. Вероятно, его построил в 150 году Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение Одеона – место заседаний городского Сената. Иногда здесь проходили концерты и спектакли для привилегированных особ.
В Одеон вели 22 ступени лестницы, а его верхняя часть была украшена красными гранитными столбами, выполненными в коринфском стиле. Несмотря на свои небольшие размеры, театр может вместить до 1 500 тысяч человек.
Самый важный храм Эфеса – Храм Артемиды, предположительно находился недалеко от Одеона. Это был самый великолепный, мраморный храм Эфеса, который служил и религиозным местом, и в качестве рынка. Прямоугольный храм, обнесённый двойной колоннадой из 127 колонн, украшали бронзовые статуи.
Храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира, сегодня представлен только одной незаметной колонной, обнаруженной в ходе археологических раскопок, которые проводились Британским музеем в 1870 году. Некоторые фрагменты фриза Храма Артемиды, сейчас размещаются в Британском музее в Лондоне, и в Археологическом музее в Стамбуле.
Напротив Одеона находится ещё одна Агора, здесь проходили собрания, митинги, обсуждение новостей. Руины Агоры относятся к романским сооружениям периода Римской империи, построенным, скорее всего, за время правления императоров – Августа и Клавдия.
Бани Вариус находятся восточнее Агоры. Они построены во II веке. В 40-ка метровом коридоре Бань сохранились мозаики.
Чуть выше в гору, над главным входом в археологический комплекс, находится обширная сеть катакомб «Семь спящих». Согласно преданию, семь юношей-христиан спасались от преследований, во время правления императора Диоклетиана. Юноши, спрятались в пещере, где Господь наслал на них сон, а проснулись они, только два столетия спустя, когда христианство стало официальной религией. В месте, где произошло это чудо, воздвигнут огромный памятник, а пещеру стали называть «Пещерой Семи спящих».
Недалеко от Эфеса находится Базилика Святого Иоанна, построенная в IV веке, при императоре Юстиниане I. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой, стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста. Предположительно, здесь находится могила Святого Иоанна.
Большое значение в истории Эфеса играет Часовня Девы Марии, расположенная недалеко от города. Здесь, согласно легенде, после смерти Иисуса Христа, жила Дева Мария. С Эфесом, вообще, связано множество легенд, посвящённых жизни Девы Марии, считается, что она жила в городе последние годы своей жизни.
В настоящее время это небольшая часовня, которая является местом паломничества христиан. Здесь собирались Советы в 431 и 439 годах. Именно здесь, возник спор, является ли Иисус Христос Сыном Божьим. Стамбульский патриарх Нестор объявил, что Иисус не является Сыном Божьим, а всего лишь, святым человеком, чем вызвал большой гнев собравшихся, и лишился своего поста.
Часовня использовалась как образовательный центр эфесских священников. Римский папа Павел IV, во время посещения Эфеса в 1967 году, молился в этой церкви.
Эфес представляет собой самый крупный, в восточном Средиземноморье, археологический комплекс, где обнаружены находки, датируемые Римским периодом. По оценкам учёных, было раскопано только 15 % древнего Эфеса, так что можно надеяться, что будущие находки расскажут ещё много интересного о великолепном городе Эфесе!
Туры в Турцию – спецпредложения дня