Все страны / Абхазия / Обычаи и традиции абхазов

 

Обычаи и традиции в Абхазии. Характер абхазов

 

               Как и у любой другой страны Закавказья, в Абхазии, существует много древних обычай и традиций. В основе абхазской культуры заложено почитание старших. Именно отсюда идут все традиции: гостеприимство, почитание природы и бережное отношение к ней, любовь к родным местам, защита интересов страны, почитание родственных связей, верность слову, достоинство и честь…

              Абхазы, в большинстве своём, очень дружелюбный и гостеприимный народ, но, неуважение к своим традициям воспринимают весьма болезненно.

              Здесь присутствует достаточно сложный морально-этический кодекс – «апсуара» («абхазство», «абхазский этикет»). Это древний набор правил, которому здесь следуют, практически, во всех сферах отношений между людьми. В апсуаре делается упор на честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение. Совесть («аламыс») здесь в большом почёте. В Абхазии есть очень известная поговорка «Смерть абхаза в его же совести», означает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз «умирает живым».

             Другое важное качество для абхазов – человечность («ауаюра»). Незыблемое правило – уважение любого человека. Здесь говорят «уважение к другому есть мера уважения к самому себе». Но, уважение и снисходительность («еихацгылара») абсолютно разные, несовместимые понятия. На улице к Вам может подойти абсолютно незнакомый человек и поинтересоваться, как Вам отдыхается в Абхазии, как у Вас дела и как здоровье – и это, всего лишь, демонстрация уважения к гостю. И вот здесь срабатывает вновь неписанный кодекс «апсуара». Согласно закону гостеприимства, приезжая на море, Вы попадаете в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жильё), а являетесь гостями для всего посёлка, а все жители, по отношению к Вам, считаются, как бы, хозяевами. И пока Вы на отдыхе в Абхазии, Вы – их гость, а гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей...

            Абхазы очень редко повышают голос. Крик или просто излишне громкий голос в общественном месте, воспринимается, как признак бескультурья или желания поссориться. Даже на базаре жители Абхазии сохраняют спокойствие и не повышают голоса для привлечения покупателей! Здесь, также, редко можно услышать громкую музыку на улицах, лишь открытые кафе и ресторанчики позволяют себе пустить её негромким фоном, но не более. Но, в случае какого-то ни было праздника эта традиция на время забывается.

            Абхазы весьма сдержаны в проявлении своих эмоций, но, очень улыбчивы и дружелюбны. Они очень ценят скромность в общении. Дорогие подарки принимаются только в отношениях между равными, а указания, что в чужом доме что-то не так сделано, посчитают как бестактность. Здесь, также, не принято хвалиться своим достатком.

            В силу добродушия людей здесь довольно ярко существует и процветает элемент ложной скромности. Абхазы часто извиняются по делу, и без дела, например, за причинённые неудобства, за незнание языка или незнакомство с кем-то из присутствующих, в общем, – за любую мелочь.

            Стыд («пхашьароуп») имеет весьма важное значение для абхазов. Детей этому учат с малолетства: от лексики и жестикуляции, до сдержанности и предупредительности в отношении других людей. Возможно, именно поэтому, воспитанность и сдержанность абхазов, зачастую просто бросается в глаза. Местный житель скорее умолчит о какой-то проблеме или вежливо откажется от предложения, чем будет выпячивать своё мнение или просить о помощи. Споры при посторонних здесь большая редкость и абсолютно непродуктивны!

           Абхазы обращаются друг к другу на «ты», но, в местном этикете присутствует огромное количество дополнительных форм почтительного обращения, возвышающих собеседника, и демонстрирующих покорность, например: «Вместо тебя», «Твои болячки на меня», «Чтоб я умер раньше тебя». Назидательный тон при разговоре абхазов неуместен. Если вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется, искупающей вину, фразой: «Твою речь золотом я режу», в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.

           Обмен приветствиями является важным элементом абхазского этикета. Первым приветствует входящий – хозяина, мужчина – женщину, старший – младшего, всадник – пешего. Не поздороваться или не отвечать на приветствие считается верхом невоспитанности, даже, оскорблением. Традиционными формами приветствия являются: «Доброе утро!» («Шьжьыбзиа!»), «Добрый день!» («Мшыбзиа!») или «Добрый вечер!» («Хулыбзиа!»). Отвечают словами: «Добро тебе видеть!» («Бзиа убеит!») или «Добро пожаловать!» («Бзаала уаабеит!»). Мужчины, приветствуя друг друга, поднимают правую руку перед собой до уровня груди, слегка сжав при этом пальцы в кулак. Рукопожатие между мужчинами не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи.

            У абхазов, как и у других народов Кавказа, принято вставать, если пришёл любой взрослый мужчина, это считается признаком глубокого уважения к нему. «Даже корова поднимается с места, когда другая подойдёт к ней, а как же человеку не почтить человека вставанием», – говорят абхазы. При появлении женщины мужчины, также, могут встать, но, это не обязательно. В общественных местах, например, в кафе, все входящие в помещение игнорируются, если они незнакомы и не собираются присоединиться к компании. Но, если пришёл знакомый человек, эта традиция приветствия вставанием соблюдается неукоснительно. Не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и, даже, в известном смысле, оскорбить его.

            Неписанный закон абхазов – непоколебимое уважение старших. В присутствии старших надо стоять. Садится лучше не сразу после того, как старший попросит это сделать, а немного погодя; не допускается сидеть вразвалку, с раскинутыми по сторонам ногами или заложив ногу на ногу. Идя вместе со старшим, ни в коем случае нельзя обгонять их, или пересекать им дорогу. Закурить у старшего не попросят, и вообще не курят при нём. При этом, старшему подают огонь, если он курит, всячески помогают ему в его работе и труде. О любви, о женщинах и, даже, о своих детях в присутствии старших абхазы не говорят.

           Сватовство – весьма колоритный обряд в Абхазии. Раньше о свадьбе сговаривались отцы, и часто это происходило после рождения жениха и невесты. Теперь молодые абхазы сами ищут свою вторую половинку. Но, до сих пор, свято чтится обычай просить благословение у родителей через самого младшего члена семьи или своего друга, но, не лично. Когда отцы жениха и невесты договорятся о свадьбе, они бросают друг другу под ноги пули или стреляют в воздух из револьвера или ружья. Этот обязательный ритуал сватовства называется «ашкаршва».

           Интересно и то, что до сих пор, в Абхазии процветает такой восточный обычай, как похищение невесты женихом для последующего заключения брака. В Абхазии этот романтический обряд называется «амадзала».

           Одна из новых черт жизни абхазской семьи – разрыв отношений с грузинским населением (или сильное сужение контактов с ним), в результате военного конфликта. 20 лет назад браки абхазов с грузинами были обычным явлением, в настоящее же время они сведены к минимуму. Более частыми стали браки с русскими, с представителями народов Северного Кавказа. Абхазы женятся на русских девушках, а абхазки выходят замуж за русских, адыгейцев и прочих. Всё это значительно повышает роль в обществе русского языка.

           Честь и слава женщины в Абхазии тщательно оберегаются. В народе женщина пользуются большим уважением, её оскорбление приравнивается к кровной обиде. Не допускаются неприличные выражения в присутствии женщин, а мстить женщине считается позорным поступком, недостойным мужчины. Здесь не принято бить женщин, ни в каких ситуациях. Позором покроет себя тот, кто, поднимет руку на женщину, словом или действием оскорбит её честь. «Настоящий» мужчина считает это ниже своего достоинства. В Абхазии говорят: «Хорошая собака – и та на женщину не лает».

           Жена – помощница мужа во всех делах, хранительница домашнего очага. Домашнее хозяйство – это святая обязанность абхазских женщин. В случае обиды или грубого обращения жена может потребовать развода, который иногда совершается без всяких формальностей, возвращением жены в дом её родных. Мужчины редко уходят от жён, бросить жену – значит нанести обиду всему её роду, и муж должен дать объяснение или взять её обратно.

           Отношение к детям у абхазов особое. Здесь их очень любят и всячески балуют, но особого внимания на людях им уделять не принято. Стоит ребёнку зайти в дом, как старшие всегда встают в честь входящего. Здесь принято говорить: «Дети – будущее человечества, как мы себя поведём, так и они будут вести в дальнейшей жизни». И с этим не поспоришь. Проявление интереса к детям со стороны гостя будет воспринято с одобрением, но, до определённого предела. Сами малыши чувствуют себя во взрослом окружении весьма вольготно, но довольно стеснительно, особенно по отношению к незнакомцу.

           Несмотря на то, что большинство абхазов, причисляют себя к одной из основных мировых религий (христианству или исламу), как правило, они не исполняют предписанные ритуалы. А единым Богом признают Анцва – Творца всего сущего.

           Праздники здесь традиционно отмечают с семьёй и друзьями. Любое застолье сопровождается пожеланиями здоровья и удачи. В праздник Нового года гуляния длятся всю ночь и повсеместно можно услышать поздравления друг друга: «Чааныбзиала ашыкус чыц!», что по-абхазски означает «С Новым годом!».

           Старый Новый год или Ажьырныхуа – связан в Абхазии с языческой традицией приносить жертву божеству – Шашве. В этот день на праздничном столе у абхазов обязательно присутствует блюдо из козьего мяса или зажаренный петух.

           Ещё одна интересная особенность населения Абхазии – невероятное количество долгожителей. Одной и, пожалуй, самой главной причиной долгожительства в стране является воздух в Абхазии. Он богат отрицательно заряженными ионами, морскими солями, кислородом (41%), (для сравнения, содержание кислорода в Москве всего 8% (!)). Так, если в горах Абхазии количество отрицательных ионов около 20 000 (!!!) в 1 куб. см воздуха, то в лесах средней полосы России только 3 000 в 1 куб. см воздуха. В целом, на Кавказе проживают 42% всех жителей планеты, кто достиг ста и более лет.

           Горно-морской климат и ионизированный воздух, ритмичное чередование труда и отдыха, психологическая устойчивость, сдержанность и чувство самоконтроля помогают многим абхазам, в хорошем здравии и крепкой памяти, дожить до весьма преклонных лет.

           Несмотря на то, что местные жители живут под жарким южным солнцем, они все, практически, не имеют загара! Связано это с тем, что в Абхазии не принято показывать обнажённое тело. Местные мужчины здесь не носят шорты, а женщины, как правило, одеты в платья, закрывающие плечи, и имеющие юбки, подол которых должен обязательно закрывать колени. Открытые колени у женщин в Абхазии, до сих пор, считаются верхом неприличия, и такое бесстыдство терпят только со стороны отдыхающих. Хотя местная молодежь, всё чаще, старается одеваться на европейский манер.

            Купальники и плавки в Абхазии допустимы только на пляже. Здесь непринято ходить в таком виде по улицам города и в любых населённых пунктах, как правило, это вызовет довольно резкую негативную реакцию со стороны местного населения.

            Большой интерес представляет национальный костюм абхазцев. К мужскому абхазскому национальному костюму можно отнести черкеску с газырями из оленьих рогов, бурку, башлыки, войлочные шапки, ноговицы из шерстяной материи со штрипками или позументами, обшитые чёрными шнурками, с красиво простроченными, чёрной ниткой, краями, а также, ременной пояс, украшенный металлическим набором – железными бляшками, выложенными узором из белого металла (количеством до десяти и более). Обязательным атрибутом национального костюма является оружие (кинжалы и кремневки) с костяными и металлическими инкрустациями, а также, палка-посох с железным наконечником («алабашьа»).

            Бурка – плащ-накидка из чёрного косматого войлока прекрасно защищает от непогоды. Башлык абхазы носят по-разному: повязывают им голову в виде чалмы, а концы закидывают за спину или оставляют свободно свисать по бокам. На торжествах и в праздничные дни башлык носят, искусно обернув вокруг головы; на похоронах – он распущен и накинут на голову со свисающими спереди лопастями; в жару, его носят, перекинув через левое плечо, а зимой обвязываются, как платком, скрестив концы под подбородком и закинув за спину.

            К женской абхазской национальной одежде относятся широкие длинные шаровары со сборкой у щиколоток, и корсет, или укрыватель груди, а также, различные рубахи, платья, кафтанчики и безрукавки. Головными уборами служат разной формы косынки и шали, на ногах – сафьяновые чувяки, сапожки, либо туфли на каблучке. Женщины должны одеваться так, чтобы кроме лица и кистей рук всё тело было закрыто.

           Традиционный абхазский дом представляет собой двухэтажный дом, на первом этаже которого располагается хозяйственная часть жилища, кухня с плитой и домашняя столовая. Зал верхнего этажа является парадным помещением дома – сюда приглашают гостей. Как правило, рядом с абхазским домом располагается двор, который представляет собой обширную площадку, на которой красуется большое тенистое дерево (лавровишня, граб или грецкий орех), и под которым хозяева проводят свободное время в жаркие дни.

           Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки, например, подсобные помещения для хранения зерна, помещения для коз, сарай для скота, навесы для хлева. Всё реже встречаются зарытые в землю, в особых помещениях, огромные кувшины для вина. Если есть пасека, то, как правило, она располагается позади дома.

           О гостеприимстве абхазов ходят легенды. Человек может обладать всякими добродетелями, но, если он не хлебосольный и не гостеприимный, как правило, он окажется морально осуждённым и ущербным в своём обществе.

           Раньше, для приёма гостей строился специальный дом во дворе «асасааирта», («место, куда приходят гости»). В наши дни гостя принимают в лучшем помещении, специально отведённом для него, обычно асасааиртой служит зал, так называемого, «большого дома».

           И по сей день, гостя здесь любят и очень ценят, отношение к гостю самое безупречное. Главнейшим элементом ритуала гостеприимства являются всё-таки угощение, хлеб-соль («ачеиджика»). Гостю предлагается всё самое лучшее в доме – лучшее вино, еда, фрукты, для гостя здесь не жалеют ничего. Женщины и молодежь готовят на кухне угощение, в честь гостя режут кур, козла, барана. Ему подадут всё, что есть в доме, сделают всё возможное, чтобы он хорошо провёл время и спокойно отдохнул, а помощь соседей, как правило, сделает незаметным недостаток средств или отсутствие хозяина или хозяйки дома. Одним словом, всё лучшее, что имеется дома из продуктов питания, должно быть подано на стол, ибо «то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу». Куда бы не спешил гость, его не отпустят без угощения, которое часто принимает характер целого пиршества.

           Абхазское застолье начинается и кончается обрядом омовения рук, которое является одним из традиционных элементов церемонии гостеприимства. Кто-нибудь из молодых членов семьи, обычно дочь или невестка хозяина, берёт в одну руку кувшин с водой, а в другой – держит мыло, чистое полотенце перекинуто через плечо, и подходит к гостю. Все встают. Между почётным гостем и старшим в доме происходит сцена, во время которой они приглашают друг друга совершить омовение первым.

           Гость первым садится за стол. Его усаживают на самом почётном месте за столом. Хозяева не сядут, пока этого не сделает гость. Это стояние перед гостем является проявлением к нему уважения. При госте не допускаются неуместные шалости и игры молодёжи и детей, присутствие которых, как и женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно.

           Когда гость накормлен и напоен, ему готовят лучшую в доме постель. Как правило, гость раздевается и ложится в присутствии женщин, которые, поправят гостю одеяло, слегка пригасят лампу и, наконец, выйдут, пожелав гостю спокойной ночи.

           Главная обязанность хозяина, принявшего гостя – это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы то ни было. Если же гость позволяет себе лишнее в некоторых своих словах и действиях, хозяева относятся к этому с максимальной снисходительностью и терпеливостью. И всё-таки злоупотреблять гостеприимством не стоит...

Читайте, также:

Климат Абхазии – когда лучше ехать в эту горную страну

Деньги в Абхазии – как и чем расплачиваться за покупки

Красное ароматное терпкое и вкусное – какое оно абхазское вино?

Почём отдых в Абхазии? Для Вас наши лучшие цены...

 

 

  Туры в Абхазию - спецпредложения дня

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню