Все страны / Греция / Афины / Афинский Акрополь / Театр Диониса
Театр Диониса
(греч. Θέατρο του Διονύσου; англ. Theatre of Dionysus)
Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.
Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает «место для зрелищ», или само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V-IV века до нашей эры). Эта эпоха воспринимается как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда являлась сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций — будь то архитектура, пластика или театральное искусство.
Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дионис — бог виноделов, а вино — самый близкий ему напиток, ибо опьянение вызывает безумие.
Опьянение — неизбежное следствие прекрасного напитка, дарованного, Дионисом, людям. Прелесть опьянения неразлучна с красотой весенних дней, радостью произрастания, цветения и созревания. Во власти Диониса вспаханные земли, тучные нивы и тяжёлые, от спелых гроздьев, виноградные лозы.
Культ нового бога стал в Греции праздником крестьян-виноделов. В месяце Посидонии (конец декабря - начало января), означавшем поворот к весне, наступал радостный праздник «Сельские Дионисии», в честь бога вина и веселья – Диониса. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса Элевфера («Освободителя»). Весь город принимал участие в процессии. Торжественно совершались жертвоприношения, возлагали плоды и сосуд с вином на алтарь Диониса. Два следующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим, под аккомпанемент флейты, гимны в честь Диониса. А вечером третьего дня происходил праздник веселья — комос, связанный с пирами, на котором прославлялись дифирамбические победы.
Непременной частью религиозного культа в Древней Греции были спортивные состязания и представления сценок из жизни богов. Постепенно, растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились, постепенно, от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.
Одним из главных центральных мест действий, в период праздников Дионисий, был театр Диониса, который располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя. Это хорошо сохранившаяся античная постройка, входящая в число самых древних театров в мире. Этот театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально он был деревянным. Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом — скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-ой половине V века до нашей эры.
Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.
Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.
С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.
Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.
В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.
С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.
Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.
Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.
Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.
Театр Диониса не всегда был каменным. Изначально, он был построен из дерева. Долгое время, на каждый праздник Дионисий, строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена. Старый театр был очень тесным, и в дни представлений даже чёрный тополь, росший вблизи орхестры, покрывался зрителями. Только в 330 году до нашей эры вместо деревянных строений была построена постоянная каменная сцена. А в 326- 325 годах до нашей эры театр был ещё реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Новый театр было решено построить значительно более просторным. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тысяч зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Первый ряд сидений состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду — ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Ввиду огромных размеров, театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому, актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.
Театр перестраивался и в Римскую эпоху в I веке нашей эры, в том числе, под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра — скульптурный фриз времён императора Нерона, с забавными сатирами. Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до нашей эры, а также, камни Периклова Одеона.
Древнегреческий театр — начало начал европейского театра. И в наши дни вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений — здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур.
Читайте, также:
Кладбище Керамик - самое знаменитое кладбище Европы
Парламент Греции - визитная карточка Афин
Это интересно: где на карте находится Греция, каковы её границы и какие крупнейшие города
Какая валюта Греции и как раньше выглядели греческие деньги
Туры в Грецию - спецпредложения дня