Все страны / Египет / Жизнь Древнего Египта

 

Жизнь Древнего Египта

 

               История Древнего Египта насчитывает около 40 веков. Египетская цивилизация зародилась на обширной территории вдоль реки Нил, в значительной степени потому, что её ежегодные разливы стабильно обеспечивали на берегах богатую плодородную почву, пригодную для выращивания сельскохозяйственных культур. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, а также, организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала созданию и поддержанию сложной сети каналов, появлению регулярной армии и расширению торговли, а с постепенным развитием горнодобывающего дела, полевой геодезии и строительных технологий давала возможность организовывать коллективные возведения монументальных сооружений. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый государственный аппарат, состоявший из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который часто обожествлялся в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов.

               Бо́льшая часть истории Древнего Египта разделяется на 3 «царских» периода: Старое (или Древнее) царство, Среднее царство и Новое царство, между которыми выделяют короткие переходные периоды. Под термином «переходный» подразумевается, что в эти периоды Египет не имел единой централизованной политической власти и был раздроблен на несколько мелких враждовавших между собой государств. Основы Египетской цивилизации были заложены за несколько тысяч лет до периода Старого царства, поскольку долина Нила располагала к осёдлому земледелию, что, в свою очередь, привело к урбанизации, к разделению труда, а также, к появлению и росту экономической деятельности, не связанной с сельским хозяйством.

                     Первые свидетельства о присутствии человека на территории современного Египта насчитывают десятки тысяч лет. Однако, только около 6 000 года до нашей эры началось заселение этого региона осёдлыми племенами. Не считая района дельты Нила, бо́льшая часть местных поселений располагалась в нескольких километрах от берега реки. Нил разливался ежегодно. Его разливы были настолько регулярными, что древние египтяне делили календарь на 3 сезона: половодье, всходы и засуха. Если в какой-то год Нил не разливался, то почва вдоль его берегов становилась, практически, непригодной для выращивания урожая, и жителям грозил голод. Нехватка еды, порой, имела и политические последствия. В частности, считается, что именно засуха, скорее всего, повлияла на распад единого Египта в конце периодов Старого и Среднего царств.

               Большинство исследователей полагают, что в районе 3 100 года до нашей эры появился некий лидер по имени, то ли Нармер, то ли Менес (до сих пор, неизвестно даже то, был ли это один человек или разные люди), однако, он объединил Египет и получил власть, как над Верхним, так и над Нижним Египтом.

               Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян были создания оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII - XIX веков, привёл к созданию науки египтологии и возникновению направлений искусства (египтомания, египтизирующий стиль).

 

Египетский язык

               Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу IV-го и II-го тысячелетий до нашей эры. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

               Древнеегипетский язык известен учёным по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Поскольку он является мёртвым языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился французский учёный Ж. Ф. Шампольон в 1822 году, с помощью двуязычных греко-египетских надписей.

              Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость, либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (около 5 200 - 3 000 годы до нашей эры), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделяться протоегипетские племена.

               Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2 700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например, периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка, позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоевания последние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения долины и дельты Нила, у которого они перенимали новый язык и обычаи. Исключение составила небольшая часть египтян — коптов, говорящих на коптском языке, являвшимся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставшим, со временем, языком религиозных церемоний (развивался со II века, считается мёртвым с XIX века).

               Письменность египтян подразделялась на несколько видов: иероглифика — из множества изображений (иероглифов), иератика — из сокращённых их начертаний и демотика — из ещё более упрощённых, иногда и слитных знаков. Древние египтяне, чаще всего, писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. От египетской письменности происходит мероитское и коптское письмо (незначительно). Египетское иероглифическое письмо использовалась в Древнем Египте на протяжении почти 3 500 лет. К середине I-го тысячелетия все виды египетского письма исчезли, самая поздняя обнаруженная надпись иероглификой относится к IV веку, а демотикой к V веку.

 

Древние египтяне


                Почему Древний Египет был такой богатый? Потому что, египтяне и сами много трудились, и ещё грабили и порабощали соседей, в том числе, азиатские области Ханаан и Финикию (сейчас это Палестина, Сирия и Ливан).

                5 000 тысяч лет назад в Египте люди уже умели обрабатывать медь, глину, дерево и самые разные виды камня. Но, большинство народов жили тем, что разводили овец и коз. А вот египтяне и жители Месопотамии умели подавать на поля речную воду и получать высокие урожаи, лечить людей, высчитывать положение звёзд на небосклоне, строить огромные сооружения из кирпича и камня — египтяне вырубали из скал, обрабатывали и перевозили глыбы весом до 200 тонн.

                Главный секрет их величия и могущества заключался не столько в способностях, сколько в умении объединять усилия большого числа людей. Египтяне любили петь, плясать и подолгу сидеть в пивнушках, потягивая пиво, но, им приходилось и тяжело трудиться. Чтобы заставить большие отряды рабочих действовать слаженно, надрываясь на строительстве огромных дворцов, храмов и пирамид, нужна была сильная власть. И власть фараонов (египетских царей), действительно, была огромна.

               Любой египтянин, какой бы высокий пост он ни занимал, целиком зависел от фараона. В египетском языке не было глагола «принадлежать», потому что, египтянину, в самом деле, почти, ничего не принадлежало. Ему давали грамоту на владение и распоряжение вещами, скотом, рабами. Но, грамоту, как дали, так могли и отобрать. Не имея почти ничего своего, египтяне редко что-то покупали и продавали, и деньги им были не нужны.

               Важная особенность древних египтян — их представление о самих себе. Они считали, что человек — существо составное. Даже у последнего бедняка есть, кроме смертного тела, бессмертный «двойник». Если же человек имеет власть, силу и богатство, то у него ещё есть «проявления», «призраки», «имена», «силы», «тени»... Чем человек могущественнее, тем больше у него бессмертных «спутников». И больше всего их, конечно, у царя.

               Считалось, что после смерти человека его «двойник» отделяется от тела, но, он может вселиться в изображение покойного. Для этого египтяне делали скульптуры и барельефы из камня или глины. Их надо было выполнить в высшей степени искусно: ведь если изображение получится непохожим, «двойник» может его и не узнать.

                     Бессмертным «спутникам» человека, как и его телу, нужна была пища или, по крайней мере, её вид и запах. Им нужен сон, они испытывали усталость и боль. Когда человек умирал, его «спутники» оказывались, чем-то, вроде, бездомных собак. Чтобы они не лишились убежища, тело после смерти надо было хорошенько забальзамировать и поместить в просторном сухом помещении, чтобы защитить от непогоды и грабителей. Туда же следовало положить золото, серебро, одежду, умащения (в жарком солнечном Египте кожу приходилось постоянно смазывать маслами) и вообще всё, что могло понадобиться «спутникам» человека в долгой загробной жизни. Вот почему пирамиды египетских фараонов так велики и в них так много всякого добра.

                «Спутникам» умерших нужна была пища. Поэтому, египтяне постоянно приносили жертвы предкам или нанимали для этого жрецов. А чтобы снабжать продовольствием покойных фараонов и вельмож, к их гробницам приписывали целые селения.

                 В древности каждый народ верил, что только он живёт правильно, потому что, его образ жизни установлен богами (кое-кто, до сих пор, так считает). А поскольку народов было много и жили они все по-своему, богов тоже было много. Даже в каждой области Египта имелись свои боги, хотя, больше всего, египтяне почитали Амона.

                 Египтяне считали семью великой ценностью. Они привыкли жить в окружении родственников и очень страдали, если им приходилось уезжать, они считали жизнь на чужбине ссылкой. Египетские солдаты, мужественно переносившие тяготы военного быта и отважные в бою, плакали от тоски по родине.

                 Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение, в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — в том числе, Древней Греции и Римской империи. При этом, на женщин и мужчин налагались гендерные обязанности в обществе. Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно, вне военного времени, передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса, завидовали свободе и независимости египтянок.

                  Редко, но, женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

                  Мать считалась в Древнем Египте главным членом семьи, даже во многих погребальных надписях, родословная египтянина велась по матери. А в качестве деда обычно указывался дед по матери. Отец требовал от своего сына полного повиновения, но, египтяне считали, будто мальчик больше обязан матери, и он должен был не только повиноваться ей, но, и любить её и постоянно доказывать ей свои чувства. Египтяне считали, что жалоба матери богам на непочтительного сына обязательно навлечет на него божественные и земные неприятности.

                  Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь. Поэтому, женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены, в этом случае, часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат.             

                  Брак в Древнем Египте нередко заключался при участии старших родственников, родителей и свах, однако, основывался на воле самих будущих супругов, принуждение к вступлению в брак распространено не было. Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу.

                  Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило, либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

                  Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны». Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девственности перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но, при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.

                  В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но, желательным, всё же, считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью, зачастую, было, попросту, экономически выгодно, а также, помогало в продвижении по карьерной лестнице.

                 Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин.

                 Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Супруга бога Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут.

                 Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса 2 самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды».

                 Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили 4 кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку.

                 Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но, некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации, помёт крокодила.

                 Все дети в первые годы своей жизни не носили одежды. Детство древних египтян зависело от уровня достатка их родителей. Дети рабов были вынуждены с пятилетнего возраста начинать трудиться, уровень детской смертности среди рабов и бедных крестьян был высок. Дети состоятельных египтян имели игрушки – тряпичные мячи, кукол с движущимися руками и ногами, фигурки животных и даже живых зверей. Так, сын одного из чиновников постоянно носил в школу живого удода, а ловцы птиц любили дарить певчих птиц своим детям.

                 Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось содержать бывшую супругу до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

                  У египтян было множество сложных игр с кубиками, в которые они любили играть со своими друзьями. Это была их любимая форма развлечений. 3 знаменитые игры, которые распространились по всему Древнему Египту, были «Мехен», «Собаки и шакалы» (немного похожи на шахматы и шашки) и «Сени», которая считалась самой популярной игрой. Египтян хоронили вместе с их играми, чтобы им было чем заняться в загробной жизни.

                Египтяне содержали большое количество домашних и диких животных. Среди них собаки, львы, бабуины, обезьяны, леопарды и, конечно же, кошки. Считалось, что животные были воплощением богов. Домашние животные были чрезвычайно важны для египетских семей и часто мумифицировались после их смерти.

                Египетские врачи были высококвалифицированными и имели большие передовые знания о том, как работает человеческий организм. Уже в 450 году до нашей эры у них были зубные врачи, оптометристы, кардиологи, проктологи и другие специалисты.

                Преступления в Древнем Египте делились на 2 категории: преступления против общества (убийство, прелюбодеяние, кража частной собственности) и преступления против государства и порядка в стране (взяточничество, госизмена, хищение госсобственности и неподобающее поведение в отношении религиозных объектов). Вся полнота власти была сосредоточена в руках фараона, он же был гарантом порядка. В древнейшие времена он сам принимал участие в процессах, но, потом сформировались суды, и фараон участвовал только в наиболее громких процессах.

                Прелюбодеяние считалось преступлением против основных религиозных принципов, но, этот грех касался лишь сексуальных отношений мужчины с замужней женщиной. Это преступление, также, наказывалось смертной казнью. В древнейших законах говорилось: «Если Вы хотите сохранить дружбу с кем-то, то заходя в их дом, не приближайтесь к женщинам и не заходите в их часть дома». Во времена фараонов считалось, что если мужчина согрешил с замужней женщиной, то будет, впоследствии, совершать и другие грехи, соответственно, его следует казнить. 

               В древнеегипетских текстах, также, говорится, что наказание жены, изменившей своему мужу, находилось в руках самого мужа. Он мог, либо сам решить, как именно наказать жену, либо простить и супругу, и её партнера. Муж, также, мог обратиться в суд. В одном из папирусов времён правления фараона Рамзеса V описывается случай, когда перед судом предстала семья, которая слишком жестоко обошлась с женщиной, которая, по их мнению, опозорила семью своим поведением. Женщину бросили в реку на съедение крокодилам.
Следует, также, отметить, что наказания для мужчин были более лёгкими, чем для женщин, совершивших точно такое же преступление. При этом, женщины в Древнем Египте обладали равными правами с мужчинами в том, что касалось участия в судебных процессах.

                Наказанием за кражу имущества был штраф, в 2 или 3 раза превышающий стоимость похищенного. Штраф за кражу государственной собственности превышал её стоимость в 180 раз. Пойманный вор должен был взять на себя обязательство вернуть украденное и признаться в содеянном, после чего, он получал 100 ударов кулаками. Затем, он должен был торжественного поклясться никогда больше ничего подобного не делать. Если он отказывался приносить подобную клятву, его бросали в реку к крокодилам. Все эти наказания были публичными.

                Случаи взяточничества обычно не рассматривались судами. Пойманных за этим чиновников просто увольняли и понижали в социальном статусе до уровня простого крестьянина. Но, были и судебные процессы. Когда дела о взяточничестве доходили до суда, некоторые обвиняемые проявляли находчивость. В одном из папирусов описывается, как обвиняемый дал взятку писарю суда, и тот вынес на улицу и передал ему все материалы дела.

                 В Древнем Египте преступления против государства и фараона считались наиболее одиозными. Единственной мерой наказания в подобных случаях была смертная казнь, вне зависимости от социального статуса осуждённого. Казнили даже приближённых самого фараона. Как говорится в Туринском судебном папирусе, на фараона Рамзеса III было совершено покушение, в результате которого, он скончался и отошёл в мир иной. Уже оттуда, судя по записям в папирусе, он обратился с наставлением к судьям, которые рассматривали дело о покушении.

                 Заговор против Рамзеса III организовала одна из его младших жён Тия, якобы, надеясь возвести на престол своего собственного сына. К заговору присоединились многие другие обитательницы гарема, а также, некоторые военачальники и люди из царского двора.
Заговорщики были приговорены к смертной казни, причём, некоторые из них должны были совершить самоубийство. Кроме того, перед смертью их лишили имён и заменили их на обидные клички это лишало их надежды на достойную загробную жизнь.

                  Разграбление гробниц, особенно, если там покоились высокопоставленные лица, считалось тяжким преступлением. В гробницах, как правило, находились ценные вещи и драгоценности. Их часто грабили, чтобы пополнить казну, когда власть становилась более слабой. Особенно не повезло Рамзесу II жрецы хоронили его мумию 5 раз. 4 раза разбойники разграбляли сначала его собственную гробницу, потом гробницы, в которые перемещали его тело. В конце концов, мумию Рамзеса II и останки других фараонов переместили в тайник в скалах Херихора. Там они пролежали до конца XIX века, когда тайник обнаружило местное арабское племя. Затем, останки были переданы в музей.

                 Наказанием за разграбление гробниц была смертная казнь. В случае, если прах покойного не был обнаружен, то преступнику отрубали кисти рук и били плёткой 100 раз. 

                 Власти Древнего Египта, также, были обеспокоены грабежом храмов и приняли целый ряд законов для борьбы с этим. В законах, также, говорилось, что любой, кто похитил животное из храма и передал его кому-то, должен быть осуждён на смертную казнь. Если вор оставлял животное у себя, ему отрезали нос. За кражу другого имущества храма, также, полагалось 100 ударов плетью и штраф, в 100 раз превышающий стоимость похищенного.

                 В Древнем Египте жизнь человека считалась благословением свыше, и тот, кто отнимал у другого жизнь, приговаривался к смертной казни, хотя, уже в те времена, суды различали умышленное и непредумышленное убийство.

                 Умышленное убийство каралось смертной казнью не всегда. Иногда наказание было психологическим, и часто оно считалось более суровым, чем просто смертная казнь. Сын, убивший одного из своих родителей, сначала подвергался пыткам, а уже затем, его казнили. С родителями, убившими своего ребёнка, поступали изощреннее. К ним привязывали тело ребенка, и не менее трёх суток держали под охраной на жаре — до тех пор, пока тело не начинало разлагаться. Часто приговоренных к смерти просто бросали крокодилам. Но, некоторым осуждённым «везло» им давалась возможность совершить самоубийство.

                Но, если убийство было непредумышленным, и этот факт удалось доказать, наказания были совсем другими. В таком случае, убийца не мог войти в собственный дом до того, как он был ритуально очищен от совершенного им греха, и не принес жертвоприношений на могилу погибшего от его рук. Кроме того, предусматривалось примирение между семьями правонарушителя и его жертвы, а также, выплата определённой компенсации.

                Во времена фараонов, также, предусматривалось наказание за сокрытие информации об убийстве или информации, которая могла помочь предотвратить подобное преступление. Недоносители считались соучастниками преступления и наказывались так же, как и сам убийца.

                В Древнем Египте, также, запрещалось убийство животных, имевших важное религиозное значение ибисов, кошек и так далее. Преднамеренное убийство этих животных каралось смертной казнью, непреднамеренное штрафом.

 

Одежда в Древнем Египте


                Самые древние египтяне и мужчины, и женщины носили набедренные повязки (шендит) и короткие прямые юбки с запахом. Вместе с шендитом (а иногда и без него) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный формы. Эти предметы одежды делались из белого льна, сначала довольно грубого, который, затем, стал выделываться в тонкие струящиеся ткани. Вообще, лён оставался, на протяжении всей истории Древнего Египта, основным материалом для изготовления платья. Кожа использовалась для изготовления поясов и украшений, а также, сандалий, которые, впрочем, чаще делались из тростника. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялись медленно; долгое время одежда разных сословий различалась только по качеству ткани и отделке.

               Юбки мужчин в разные эпохи имели разную длину. Чем древнее юбка, тем она короче. К эпоху упадка древнеегипетского государства юбка постепенно трансформировалась в платья и длинные туники. Кстати, количество одежды на человеке и её длина увеличивались в Древнем Египте с течением времени, но, долгое время египтянам нравилось показывать свое тело на публике и восхищаться собой, нагота их не смущала. На сельскохозяйственных работах мужчины и женщины работали обнажёнными, изредка, одевая лишь набедренные повязки. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян.

                В эпохи Древнего, Среднего и Нового царств распространённой женской одеждой был облегающий калазирис. Он представлял собой сарафан на бретельках, длиной от груди до лодыжек. Калазирис из тонких тканей был привилегией, исключительно, знатных египтян. А в эпоху Нового царства появляется калазирис из плессированной ткани, калазирис с заложенной крупными складками широкой оборкой, а также, расшитый сверху сеткой из керамических бус.

                Знатные египтянки долгое время оставляли обнажёнными шею и грудь: их платья, из полностью прозрачного материала, хорошо демонстрировали другие формы тела, само платье поддерживалось широкими бретелями, соединёнными на спине. Цвета платьев, в основном, ограничивались белым, иногда шили красные или жёлтые платья. Лишь позднее, через культурные обмены с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды.

                На голове царицы носили уборы в виде грифа, олицетворяющие богиню Мут. Фараоны старались одеваться так же, как одевались  боги. В ходу были короткие юбки, хвосты и головные уборы, в виде корон и париков. В разные времена хвосты были, либо шакальими, либо искусственными. Позднее стали добавляться туники, плащи, широкие воротники. В эпоху Нового царства основной одеждой фараона становится сусх. Он состоял из рубашки и синдона из тонкой плессированной ткани, который драпировался вокруг бёдер.

                Одежду фараонов, членов их семей и знатных египтян стирали специальные прачечники. Они раскладывали предметы одежды на плоских камнях и тщательно отбивали камнями или пальмовыми ветками. Вместо мыла использовали глину.

               Одежда разных сословий не отличалась по крою, но, сильно различалась по качеству используемых тканей и отделки. Разным санам жрецов предписывались запреты и указания на ношение той или иной одежды.

               Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего — красные или синие, иногда — узорчатые). Царь в торжественных случаях надевал поверх матерчатого пояса ещё один — золотой. Спереди к нему крепился церемониальный передник из золотых пластинок, соединённых полосками из бус и украшенных цветным стеклом; снизу он был оторочен бахромой из маленьких золотых уреев. Сзади к царскому поясу, с помощью специального полого цилиндрика, подвешивался хвост. Первоначально, это был самый натуральный бычий хвост, что соответствовало одному из титулов фараона — «Могучий Бык Двух Земель»; со временем настоящий хвост заменили связкой бус (2 таких ритуальных хвоста были найдены в гробнице Тутанхамона).

               Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей. Перчатки (матерчатые или кожаные) имели, видимо, церемониальное назначение.

               Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные шендиты и калазирисы сохраняются, лишь, в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. У мужчин входит в обычай надевать по нескольку шендитов, причём, верхний нередко делался из прозрачной ткани и ниспадал, почти, до земли.

               В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник — длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в 2 человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх шендита или калазириса и подпоясывали, таким образом, что получались, как бы, широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку.

              Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.

                Обувь была не в чести у древних египтян. Её носили только состоятельные люди, да и то далеко не всегда. Преимущественно, обувь одевали для дальних переходов и путешествий в гористую местность. Закрытая обувь, похожая на туфли, появилась в самом конце существования цивилизации, под влиянием греков и римлян, а до этого египтяне носили сандалии, которые изготавливались из папируса, реже из кожи и даже из дерева. В дом в обуви египтяне не заходили. Примечательно, что при фараонах существовала специальная должность носильщик сандалий человек, который нёс за фараоном его обувь. Надо полагать, что ходить фараон предпочитал босиком, однако, наличие обуви было признаком благополучия и состоятельности. На барельефах и картинах в усыпальницах нередко можно увидеть за фигурой фараона силуэт его слуги с сандалиями в руках. Сандалии, также, входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни.

                 Специальная «мода» развивалась в отношении одеяний богов. Статуи богов египтяне одевали регулярно, во время многих религиозных праздников и в числе подношений богам всегда были предметы одежды, также, как и в храмах были специальные комнаты, где эти предметы хранились. Интересно, что на руки богов и умерших фараонов-богов египтяне одевали специальные напальчники, сделанные из чистого золота. Эти напальчники доходили до второй фаланги пальцев и держались с помощью тонких полосок золота, соединённых с золотыми браслетами на запястьях и лодыжках. Это украшение очень напоминает современные наборы арабских женщин, состоящие из колец, прикреплённых цепочками к браслетам – так называемые, «жади». На ногти накладывали тонкие накладки, повторяющие форму ногтя и сделанные из ляпис-лазури. Соответственно, современные модницы обязаны накладным ногтям и жади моде египетских богов.
Другие же украшения и ювелирные изделия носили мистический, религиозный смысл.

                  Египтяне и мужчины, и женщины носили ожерелья, амулеты-подвески, браслеты, серьги. В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Потом серьги удлинились и к ним добавили камни. Очень любили египтяне кольца, преимущественно, золотые. Но, если материальное положение не позволяло египтянину носить золотые кольца, он, всё равно, предпочитал ходить «окольцованным», пусть даже эти кольца были из стекла и даже из соломы. На кольцах изображали скарабеев, образы богинь и богов. Кольца фараонов отражали их картуши (имена, заключённые в овал в виде завязанной узлом верёвки).

                  Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Широко применялся, также, электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также, крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.

                  Серебро было редким и экспортировалось из Азии, отчего, нередко, ценилось дороже золота. В восточной пустыне добывали яркие полудрагоценные камни (сердолик, аметист яшма), на Синае — бирюзу; лазурит насыщенного синего цвета в Египет попадал с территории современного Афганистана. Стекло и фаянс (глазурь на основе камня или песка) нередко заменяли камни, поскольку могли окрашиваться в различные цвета. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали.

                  Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно, усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда. чаще всего. имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую. такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так. что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили, также, почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

                  Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.

                  Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но, и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и тому подобного. Но, по красоте и изяществу они, порой, ничуть не уступали ювелирным изделиям.

                  Древнеегипетские украшения служили, одновременно, и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и так далее. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» уаджет (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также, фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).

                  Древнеегипетские мужчины брили бороды и усы, коротко стриглись, а жрецы, так и вовсе, брили всё тело. В то же время, египетские мужчины видели в бороде и длинных волосах признак власти и могущества и потому, носили накладные бороды и парики. Видимо, это было связано с климатическими особенностями изнуряющей летней жарой, при которой снимаемые бороды и волосы были намного удобнее и гигиеничнее, чем натуральные. Со временем, замысловато сплетённая борода или борода в виде квадратного пучка волос в центре подбородка стала неизменным атрибутом власти фараона и даже царица Хатшепсут в своих парадных царских одеяниях изображается с ложной бородой. Также, бороды присутствовали на изображениях богов.

                   Египтяне были очень чистоплотными людьми и весьма ценили физический комфорт, который даёт чистота. Простые крестьяне и ремесленники мылись в прудах, фараоны и знать принимали ванны с благовониями. После мытья все египтяне умащали себя маслами и мазями. Известны были мази, очищающие и омолаживающие кожу, удаляющие пятна и прыщи, а также средства для эпиляции. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте. Во время праздников и пиров на головы мужчин и женщин устанавливались конусообразные или шарообразные каркасы, наполненные смесью масел и благовоний. Под действием жары, эта смесь таяла и стекала на волосы, увлажняя их и придавая любимый аромат. Египтяне любили своё тело и любовались им, ценили красоту и не хотели стареть, поэтому, они умели красить волосы в чёрный цвет, скрывая седину. А женщины забирали свои остриженные волосы с собой в могилу, надеясь, что они будут служить и в загробной жизни.

                   Для омовения использовали воду, очищенную путём добавления солей натрия, и особую моющую пасту, состоявшую из смеси золы и сукновальной глины, которая обладала обезжиривающим и отшелушивающим эффектом. «Зубными щётками» им служили веточки, палочки или кусочки тканей, а «зубную пасту» изготавливали из дроблённых кореньев растений. Для свежести дыхания полость рта полоскали травяными отварами. Зубы чистили содой. Чтобы устранить неприятный запах изо рта, жевали шарики кифи — ароматического вещества, в состав которого входили 16 компонентов (сухой ладан, семена сосны, дыня, фисташки, можжевельник, корица, мёд и другое). 

                    Использование косметики древними египтянами прослеживается с Додинастического периода, однако, профессии косметолога, судя по известным находкам, в Древнем Египте не было. На стенах гробниц, в папирусах присутствуют сцены приготовления благовоний, нанесения косметики, сохранились многочисленные косметические предметы, свидетельствующие о развитой индустрии и большой роли в жизни египтян средств по уходу за собой. В Древнем Египте макияж делали не только женщины, но, и мужчины. Женщины и мужчины подводили глаза (что уберегало от палящего солнца), красили губы и румянили щёки. Краску подводки для глаз делали из мёда, перемолотой охры, галенита, серого или чёрного сульфида свинца, малахита, зелёного дигидроксокарбоната меди, а также, из технического углерода, реже — антимонита и сульфида сурьмы. Палетки с краской нередко изготавливались в виде зверей, птиц и рептилий. Согласно исследованиям Американского химического общества, древние египтяне намеренно добавляли в косметику свинец, который в соединении с солью способствует выделению в организме оксида азота, что стимулирует иммунную систему и предупреждает конъюнктивит.

                Обнаруженные в гробницах косметические коробки включали различные предметы ухода за телом (баночки, чашечки, бритвы, аппликаторы). Главное отличие современной косметики от древнеегипетской заключается в используемых материалах её приготовления: современная содержит масла эссенций и спирт, а древние — масла и жир, пропитанный эссенциями растений, цветов и специй. Самые дешёвые благовония представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов, поэтому, воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом.

                   Собственные волосы большинства египтян были вьющимися от природы и довольно жёсткими, а потому, во избежание трудностей с расчёсыванием все египтяне-мужчины их коротко стригли, заменяя парадные причёски париками. Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и, даже, верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём, самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета.

                   Самыми типичными причёсками на париках были 2: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, 3 пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.

                     Детям до 12 лет головы брили, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске. Так делали для того, чтобы у них не заводились вши.

                     Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.

                    Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём, цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и тому подобное. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Он назывался клафт-ушебти и обычно дополнялся металлическим обручем с уреем или лентой. Однако, во время различных торжеств он надевал корону — точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.

                     Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей — золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджит, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна — знаком Нехебт, богини Верхнего Египта.

                     У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья — шути (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатхор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев.

                   О татуировках древних египтян можно судить по обнаруженным с ними мумиям, по декоративным изображениям. Обычно татуировки были простыми (точки, кружки) на руках, бедре, животе, подбородке. Их делали себе танцоры, артисты или служители отдельных культов (Хатхор, Бес). Также, на ряде мумий обнаружены рисунки хной, что может указывать на попытку бальзамировщиков придать телу натуральный вид, либо на украшение себя при жизни.

 

Жрецы Древнего Египта


                  Жречество Древнего Египта составляло высшую прослойку общества и занималось культовой организацией и проведением церемоний. В Династический период жрецы исполняли свои обязанности по необходимости, совмещая с другими. Именно в это время жречество становится профессией на постоянной основе, сохраняя пережитки предыдущей системы временного исполнения обязанностей.
Небвененеф, живший во время XIX династии, в своей автобиографии отметил, что ему потребовалось 40 лет для достижения ранга Верховного жреца Амона. Нередко позицию жреца наследовал его сын. На статуе жреца Хатхор по имени Баса (XXII - XXIII династии) записаны 26 поколений его семьи, большинство которых занимали пост жреца Хатхор в Дендере. В автобиографических текстах жрецов иногда отмечается, что на высокие жреческие должности иногда их назначал фараон (Небуя назначен Тутмосом III, а Небвененеф — Рамзесом II). Важным для карьеры жреца были происхождение и социальное положение. Например, Тутанхамон отмечал, что назначил жрецов среди «сыновей местных сановников и детей отцов, чьи имена известны». Жреца, также, могли уволить со службы.

                                 Ротация жрецов сводилась к отрезкам на водяных часах и имела определённую иерархию со своими определёнными обязанностями: одни трудились на территории храма, другие были заняты в погребальных церемониях, некоторые — и там, и там. В каждой группе жрецов был главный. Жрец мог служить сразу нескольким богам (например, Харва периода XXV династии носил титулы жрец-бальзамировщик Анубиса, жрец над всеми Жёнами бога, распорядитель ka-жрецов, жрец Осириса).

                    Среди прислуживающих жрецам были Тхаи Шебет — «носители жезлов», Ахаи-т — «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны.

                     Жречество подразделялось на несколько классов. 

                    «Sem-жрецы» накидывали на плечи леопардовую шкуру и оставляли на голове юношеский локон. Их обязанности восходят к исполнению ритуалов сыновьями для своих больных отцов в ранних погребальных культах. К III династии титул получили профессиональные жрецы, взявшие на себя обязанности отверзения уст и другие погребальные обязанности.

                     Причетник херихеб («держатель ритуальных книг») носил на груди ленту, где описывал, как должны проходить похоронные и прочие обряды. Этот титул был высоким, его носили руководители, надзиратели и верховные жрецы.

                    «Hem-ka» («служитель ка») — низкая должность жреца, которому полагалось приносить пищу и прочие подношения при погребальных ритуалах, следить, чтобы подношения в сердабе жертвователя осуществлялись ежедневно и не возникло путаницы. Этому жрецу не предписывалась определённая униформа.

                    «Ḥm-nṯr» («слуга бога» или «пророк бога») исполнял функции помощника более высоких положением жрецов и руководил нижестоящими жрецами. В его обязанности входили участие в процессиях, подношение перед статуями богов и контролирование входов в святилища.

                     «Lt-netjer» («отец бога») — титул, который носил наиболее высокопоставленный жрец, а в поздние периоды термин обозначал промежуточное положение между «Ḥm-nṯr» и «wab».

                      «Wab-жрец» («чистый») подчинялся «Ḥm-nṯr», отвечал за чистоту алтарей, святилищ и ниш, заботился о наличии музыкальных инструментов и подношений, следил за нанятыми художниками. Wab-жрецу не дозволялось вкушать свинину, рыбу, бобовые. Он был обязан постоянно следить за своей гигиеной и не носить одежду животного происхождения.

                     Жрецы высших санов удостаивались титула «Ур» — «высокий, возвышенный». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учёт храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также, подготовка всего необходимого для храмовой службы.

                    Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа — «провидец». Он носил шкуру леопарда, чёрные пятна на которой символизировали звёзды. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств».

                    Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут — распорядители часов. А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут — толкователи часов. Жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли время разлива Нила.

                   Ур Хеку (жрицы — Ур-т Хекау) — «обладатель священных сил», были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам — «освятить», а также, помочь больным в исцелении. 

                   Период службы жрецов определялся их позицией и обязанностями, один рабочий день длился день и ночь, однако, жрецам позволялось продать часы своей службы. Государственное законодательство оберегало жрецов от привлечения в иные сферы деятельности и гарантировало безопасность и неприкосновенность храмов.

                  Жрецы получали оплату за свои услуги трижды в день пожертвованиями в виде продуктов, подносимым богам, царственным особам или почитаемым личностям в храмах или гробницах. Перед статуей божества клали принесённые пиво, птицу, овощи и хлеб, а затем, по происшествии какого-то времени приношения забирали жрецы.

                   Отличительной особенностью древнеегипетского жречества были тщательная гигиена и чистота. Жрец обязан был ступать в храм «должным образом очистившись». В Новое царство степень чистоты стала отдельным характерным показателем для отличия высшего жречества от низшего.

                   В других странах жрецы богов носили длинные волосы, а в Египте они стриглись… каждые 3 дня жрецы сбривали волосы на своём теле, чтобы, при богослужении, у них не появилось вшей или других паразитов. Кроме того, египетские жрецы омывались в холодной воде дважды днём и дважды ночью. Часто, при храме имелось внутреннее озеро, пригодное для омовений жрецом перед началом службы.

                  Несмотря на относительное половое равноправие в Древнем Египте, женщины не играли столь же активную роль, как мужчины в храмовом служении. Знатные женщины Древнего царства носили титул «hemet-netjer» («служанка бога» или «жрица»), жрица Хатхор, жрица Нейт или иной богини. Царицы и царевны могли быть жрицами Тота, Птаха, иных богов или служить в погребальном культе фараонов.

                  Иерархия жриц была такая же, как у мужчин. Яхмос-Нефертари, супруга фараона Яхмоса в начале XVIII династии носила титул Вторая жрица, а Нитокрис из XXVI династии — Первая жрица Амона. Положение женского жречества понизилось в Новое царство и Первый переходный период, когда женщины были, лишь, певицами, сопровождавшими религиозную процессию.

                  Нет объективных фактов, подтверждающих, что древнеегипетские жрицы сохраняли целибат. Многие биографии называют матерей с культовыми титулами. Также, нет оснований полагать, что Супруги бога в Третий переходный период не выходили замуж.

 

Образование в Древнем Египте

 

                  Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но, получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались, также, дети знатных семей. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома, затем, и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7 - 16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. Обучение детей простых египтян оканчивалось в 10 лет, с необходимостью работать в поле.

                  В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также, медицина и музыка. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде, чем взяться за чистый папирус. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» . По окончании обучения ученики сдавали экзамены.

                Редко, но, женщины в Древнем Египте достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основной возлагаемой обществом на женщину обязанностей — материнство, управление хозяйством. Когда женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV веке до нашей эры отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей, как женщине отказали в обучении в Афинах. Первой египетской женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV Династии; визирем чати служила Небет при VI Династии. В текстах Дейр-эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно, жрицы богини Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее.

                Надо сказать, что египтяне очень практично подходили, как к выбору профессии, так и к образованию и знанию, в целом. За исключением религиозных знаний, египтяне были весьма конкретными людьми. Они высоко ценили государственную службу, справедливо полагая, что здесь можно хорошо зарабатывать и сохранять здоровье. Это существенно отличалось от частного сектора, где превалировал тяжёлый физический труд, даже если у тебя было собственное дело – ткацкая или гончарная мастерская, прачечная или рыболовная артель.

                Например, в высшей степени престижной считалась работа писца. Но, не потому, что ценилась грамотность сама по себе, а потому, что работа писца не была тяжёлой физически и хорошо оплачивалась. Даже когда писец только начинает строить свою карьеру, с ним все советуются. Он занимается государственными делами и никогда не берётся за то, что поручает ему другой... каждый труженик проклинает своё занятие или ремесло, но, не писец, которому никто не говорит: «Иди и работай на полях для такого-то». Весьма прагматично и современно.

Литература Древнего Египта


                 Египетская литература, написанная с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства, вместе с шумерской литературой, считается первой литературой мира. За 3 000 лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры.

                 К периоду Древнего царства (XXVI - XXII века до нашей эры) в литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи, и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Только в начале Среднего царства (XXI - XVII века до нашей эры) была создана повествовательная литература.

                 На протяжении древнеегипетской истории, чтение и письмо являлись основными требованиями для службы в государственных учреждениях, хотя правительственные чиновники получили помощь в повседневной работе от элитной, грамотной социальной группы — писцов. Писцам надо было даже «организовать раскопки озера и строительство кирпичного пандуса, определять число мужчин на транспортировку обелиска и организовать снабжение военной миссии» . Кроме того, чтобы служить в правительстве, писцы, также, оказывали услуги неграмотным людям в составлении писем, рекламных материалов и юридических документов.

                  Грамотные люди, как полагают, составляли лишь 1% населения, остальная часть включала неграмотных крестьян, пастухов, ремесленников и других рабочих, а также, торговцев, которым нужна была помощь писцовых секретарей.

                  Тексты выполнялись самыми разнообразными приспособлениями. Наряду с долотом, необходимым для вырезания надписей на камне, главным инструментом для письма в Древнем Египте была тростниковая ручка. Ручки обмакивали в пигменты: чёрный (уголь) и красный (охру) — для записи на свитках папируса — тонкого материала, изготовленного при сбивании полос сердцевины стеблей растения Cyperus papyrus, а также, на небольших керамических или известняковых черепках. Папирусные свитки были довольно дорогими коммерческими предметами, поскольку многие из них являются палимпсестами — рукописями, в которых более старый текст смыт или соскоблен, чтобы освободить место для нового. Это явление, вместе с практикой отрывания частей папирусных документов для более маленьких писем, говорит о том, что были сезонные дефициты, вызванные ограниченным вегетационным периодом растения Cyperus papyrus. Кроме камня, керамических остраконов и папируса писали на дереве, слоновой кости и гипсе.

                    Сказки и рассказы являются, вероятно, наименее представленным жанром из сохранившейся литературы Среднего царства и среднеегипетского языка. С рамессидского периода Нового царства до позднего периода Древнего Египта, однако, повествовательная литература составляет большинство сохранившихся литературных произведений. Среди важных рассказов можно назвать произведения «Сказка о дворе царя Хеопса», «Царь Неферкаре и генерал Сасенет», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Сказание Синухе» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Повествовательный корпус Нового царства включает «Ссора Апепи и Секененре», «Взятие Юпы», «Обречённый принц», «Повесть о двух братьях», и «Путешествия Уну-Амона».

                    Жанры «поучения» (или «указания», «инструкции»), а также, жанр «размышляющего дискурса», могут быть сгруппированы в рамки широкого понятия литературы мудрости, распространённой в древности на Ближнем Востоке. В то время, как повествовательная литература (как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине») подчёркивает тему индивидуального героя, бросающего вызов обществу и принятым идеологиям; тексты поучений, напротив, подчёркивают необходимость соблюдения принятых догм.


Архитектура Древнего Египта


                    Древний Египет внёс поистине величайший вклад в развитие мировой архитектуры. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, Карнакский комплекс, дворцы Амарны. До сих пор, впечатляют эти великолепные ажурные храмы, огромные исполины пирамид, величественные усыпальницы царей.

                    Шедевры Древнего Египта вызывают удивление, зависть и воторг одновременно! Невозможно не восторгаться столь совершенными творениями, прошедшими через века, и сохранившимися в исключительно лучшем виде до наших времён. Невозможно скрыть удивление и зависть ну, как эти люди могли построить такое без всякой, в то время, более менее приличной техники. И эти строения простояли не одну тусычу лет, и, безусловно, простоят ещё больше! «Ну кто так строит» хочется сказать, понимая, что в наше время, имея под боком всю модную и навороченню технику мы не можем построить столь совершенные творения, которые будут радовать следующие поколения несколько тысяч лет.

                   Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишённой строительного леса. Дерева было, также, мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Всё это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожжённый кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также, песчаник и гранит. Камень использовался, в основном, для гробниц и захоронений, в то время, как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также, вспомогательных сооружений для храмов. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

                   Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге, многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому, древние поселения и не сохранялись. Однако, засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, так как они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

                  Египетская архитектура это нечто особенное, обладающее своим собственным стилем и шармом. Наружные и внутренние стены зданий, а также, колонны покрывались иероглифами и фресками ярких цветов. Мотивы многих египетских орнаментов, такие, как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но, и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

                   Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, как наиболее сохранившихся сооружений. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке, египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней отёсывалась по окончании постройки здания. Этим приёмом пользовались, впоследствии, греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск).

Религия Древнего Египта


                   Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с Додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

                  В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому, египетская религия рассматривается, как политеистическая.

                  Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же, возникло представление о том, что определённые животные являются вместилищем божественного начала.

                  Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым, в ряде случаев, было сильно сближено, фактически, составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях, также, многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств.

                  Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая, как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога:

1) полное тождество

2) бык (корова), как земное воплощение божества

3) как атрибут божества.

                  Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.

                   С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. Со львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шезметет. Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона.
Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно, как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Бастет, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ, с течением времени, претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками. С образом Льва были связаны Ра, Гор, Амир и другие. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.

                   Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но, все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Сокола Гора египтяне связывали с представлениями о могучем небесном божестве. Сокол изображался на племенных штандартах, он же показан приносящим победу Нармеру над Нижним Египтом. После образования государства Гор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Горами. Слиянию культа Гора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису, как умершему фараону, Гор входит в круг осирических мифов. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

                     В XIV веке до нашей эры значительные религиозные реформы проводил фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона (атонизм). Мнение о тождественности религиозной реформы Эхнатона и появления первого монотеизма оспаривается исследователями: Эхнатон практиковал единый культ (генотеизм или монолатрия) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона. Реформа Эхнатона была не только религиозной, но, также, культурной, всеохватывающей, созданной инициативой самого Эхнатона. После его смерти верховным божеством поклонения вновь стал Амон.

                   Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии, вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землёй бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.

                   Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её, как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма.

Культ Смерти в Древнем Египте


                   Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а, как бы, практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

                  Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.

                  Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но, в дальнейшем, Осирис становится богом загробного мира. После того, как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом символом жизни в одной руке и скипетром в другой.

                  Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы сохранены. Несмотря на то, что некоторые специфичные детали изменились с течением времени, такие элементы, как подготовка тела, магические обряды и обеспечение гробниц всем необходимым составляли важную часть ритуала погребения.

                  Мумификация в Древнем Египте — искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения, посредством пропитывания их противогнилостными веществами), известное с древнейших времён. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водой, египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения. У древних египтян все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию.

                 Бальзамирование употреблялось по верованиям египтян с целью сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того, как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица бальзамировавшие, или врачи, считались священными лицами. Они обитали в некрополях.

                 Набальзамированное тело обычно помещали в гробницу-саркофаг в виде человеческой фигуры из сикоморового дерева  (библейская смоковница; инжир) или из камня. На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем, уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2 - 3 тысячи лет в состоянии полной сохранности.

                  Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса, он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала; древние греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называли Анубиса богом с собачьей или волчьей головой.

                  Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на 3 класса:

1) парашисты, или парахиты, парасхиты (делали надрезы на мягких частях трупа).

2) тарихевты (бальзамировали).

3) калхиты, или колхиты (руководили религиозными церемониями при погребении).

                  Причём, каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, столяры, ткачи бинтов, каменотёсы и другие, которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту, бальзамировщики показывали родственникам 3 разные модели мумий из дерева, за изготовление которых, они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе.

                  Умершего обыкновенно вскрывали таким образом: острым крючком извлекали мозг из головы через ноздри, а внутренности чрева извлекали через отверстие в левом боку, сделанное кремневым ножом; потом очищенную внутренность вымывали пальмовым вином, наполняли благовонными веществами (миррой, касией и другими) и, затем, укладывали всё тело в селитру на 70 дней. По прошествии этого времени тело (иначе мумию) заворачивали в самые тонкие льняные ткани или в виссонные повязки, покрытые обычно аравийской камедью; наконец, тело помещалось в деревянную форму и устанавливалось в вертикальном положении в погребальнице. По Геродоту, это был самый дорогой способ бальзамирования, стоивший около таланта (~54 мины) серебра.

                  Внутренности знатных особ помещались в отдельный сосуд и бросались в реку или — в особом сосуде «канопа» — возлагались при трупе. Крышки четырёх каноп представляли собой головы гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна).

                  При другом способе, стоившем около 20 мин, внутренности из тела умершего не вынимались, но, в желудок вводилось значительное количество кедрового масла, и тело на определённое время клалось в селитру. К внутренностям присоединяли фигурки гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна). В мумии христианского времени вместо этих фигур вкладывали медико-магические амулеты с именами архангелов.

                  Самый дешёвый способ бальзамирования, употребляемый исключительно бедными, состоял в том, что внутренности вымывались в настое александрийского листа и кассии, затем, тело укладывали на некоторое время в селитру. Более, чем 70 дней оставлять его там было запрещено.

                  Комната приготовлений, где проводилась мумификация, называлась «навес очищения». После того, как мумия была подготовлена, её необходимо «оживить». Церемония «Отверзение уст» проводилась жрецом, который, произнеся заклинание, прикасался к мумии или к саркофагу ритуальным теслом, лезвие которого было изготовлено из меди или камня. Проведение подобной церемонии давало возможность мумии дышать и говорить в загробной жизни. Аналогичным образом, произнеся заклинания, жрец мог оживить для загробной жизни руки, ноги и другие части тела у мумии.

                   Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём, заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Во времена Древнего Царства, только фараон имел возможность пользоваться подобной литературой, более известной, как Тексты пирамид. Тексты пирамид представляют собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил обитающих в загробном мире. Фараон Унис был одним из первых, кто использовал этот набор заклинаний. У него, как и у некоторых последующих фараонов, заклинания высечены на стенах, внутри пирамид. Эти тексты были индивидуально подобраны для него из большого банка заклинаний.

                  В Первый переходный период и во времена Среднего царства некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания, записанные на поверхности саркофагов, стали называться Текстами саркофагов. В этот период, заупокойная литература, впервые, стала доступна лицам, не имеющим царского происхождения. Несмотря на то, что многие заклинания были перенесены из более ранних текстов, в Текстах саркофагов, стали появляться дополнительные заклинания, которые претерпели незначительные изменения, и были адаптированы для лиц нецарского происхождения.

                  Во времена Нового царства, Тексты саркофагов стали записывать на погребальных папирусах, которые получили название Книга мёртвых. Подобные Книги мёртвых продолжали создаваться вплоть до Позднего периода. Тексты в этих книгах были разделены на главы, каждая из которых могла содержать до двухсот заклинаний. Каждый из этих текстов был индивидуально составлен для умершего, хотя степень различия в них была не существенной. Если человек был достаточно богат, то за дополнительную плату он мог заказать себе свой вариант текста, который включал бы в себя те заклинания, которые ему больше хотелось видеть. Если же финансовое положение человека не позволяло ему совершить покупку персональной Книги мёртвых, то он мог купить более дешёвую, стандартную версию, в которой были оставлены пустые места для имени умершего.

                  С древнейших времён в истории Египта, простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды, различные предметы быта и пища. Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами, поэтому, их гробницы разграблялись и опустошались на протяжении всей истории Египта.

                 Богатые граждане хоронили умерших в деревянных или каменных саркофагах. Количество погребальной утвари в них было мало. Чаще всего, встречались наборы медных инструментов. Деревянная погребальная утварь стала преобладать во времена Первого переходного периода. На этих деревянных изделиях часто изображались сюжеты из повседневной жизни умерших, что подразумевало продолжение подобной деятельности и после смерти.

                Саркофаги имели стандартную прямоугольную форму. Поверхность саркофагов была ярко раскрашена и на ней часто изображалась надпись в виде Формулы подношения. В этот период, предметы повседневного быта встречались редко в гробницах. В конце Среднего царства в гробницах египтян стали появляться такие погребальные объекты, как ушебти и скарабеи. В этот же период в могилах снова стали появляться предметы повседневного быта, включая магические амулеты, использовавшиеся ещё при жизни для защиты умершего.

                С началом Нового царства некоторые древние обычаи постепенно изменились. Например, саркофаги были, в основном, антропоморфной формы. Умершим клали, хотя бы, одну статуэтку ушебти, так как египтяне верили, что в загробном мире она будет выполнять за них всю сложную работу. Гробницы богатых часто содержали вещи повседневного быта. В то время, как в гробнице Рамсеса II и в гробницах всех последующих фараонов предметы из повседневной жизни стали постепенно исчезать. В этих гробницах, всё чаще, стали встречаться предметы и вещи, специально изготовленные для похорон. Кроме того, в захоронениях увеличилось количество статуэток ушебти, количество которых в отдельных гробницах достигало четырёхсот штук. Помимо статуэток ушебти умершего хоронили с большим количеством других магических фигурок, которые были призваны защитить умершего от различного рода напастей и зла в загробном мире.

                Несмотря на то, что виды и разнообразие погребальных объектов менялись на протяжении всей истории древнего Египта, их функциональное значение оставалось неизменным. Главной функцией всех погребальных объектов было обеспечение умершего всем необходимым в загробной жизни.

                В некоторых древнеегипетских гробницах, помимо обычной погребальной утвари, встречались, также, и погребальные лодки. Лодки играли важную роль в религии египтян, так как они являлись основным средством передвижения богов, как по небу, так и по преисподней. На одном из видов лодок, который египтяне использовали на похоронах, они совершали паломничество к святым местам Египта, таким, как древний город Абидос. Одна из подобных лодок была найдена вблизи пирамиды Хеопса.

         

Туры в Египет  спецпредложения дня

 

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню