Тадж-Махал 


(хинди ताज महल ; англ. Taj Mahal)


            Часы работы: Тадж-Махал можно посетить в любой день кроме пятницы, с 6:00 утра до 19.00. Продавать билеты начинают за 45 минут до рассвета. Особенно великолепен Тадж-Махал на рассвете, поэтому, время с 6:00 признано лучшим для посещения. К тому же, в это время людей здесь значительно меньше. А окончание продаж наступает за полчаса до захода солнца. Иногда можно полюбоваться этим местом и в ночное время: 20:30 – 00:30 (за 2 дня до и 2 дня после полнолуния, кроме пятниц и месяца Рамазан по мусульманской религии).

            Как добраться: адрес Дхармапери, Форест Колони, Теджгиндж, Агра, Уттар Прадеш, 282001. Тадж-Махал находится на окраине города Агры на берегу реки Джамна, и виден из многих частей города. Из любой точки Агры, проще всего, добраться на тук-туке или такси.

 

            Когда огорчённый Шах Джахан, пятый могольский император, построил это мраморное чудо, как дань своей жене Мумтаз Махал, это было нечто больше, чем искусство архитектуры, это был великий шаг к возвышению любви в камне…

 

            Эволюция могольской архитектуры, которая началась со стройки Рамбагха, персидского чарбагха (четыре квадратных сада) Бабуром, продолжала расцветать под правлениями Хумаюна, Акбара и Джахангира, пока она окончательно не дошла до своего зенита в форме совершенного и чистого Тадж-Махала. Эта грандиозная могила с садами, которая до сегодняшнего дня вызывает невероятное восхищение. Для всех народов мира Тадж-Махал символизирует Индию.

Схема Тадж-Махала

 

              Когда император Джахангир умер, Принц Кхуррам успел захватить трон после большого кровопролития (поскольку не была ясна линия наследования в могольской династии) и стал Шах Джаханом или «Завоевателем Мира» в 1628 году. У Шаха Джахана была колоссальная империя, неизмеримые богатства и любящая попутчица Мумтаз Махал, племянница Нура Джахана. Она встречалась с Принцем Кхурром в Мине Базаре. Они полюбили друг друга, но им пришлось ждать 4 года, для того, чтобы пожениться. После свадьбы Шах Джахан дал ей новое имя – Мумтаз Махал или «Украшение дворца». Шах Джахан очень любили друг друга, были очень преданными друг другу и неразделимыми, до такой степени, что они вместе путешествовали в военные походы.

              История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но, роды 14-го ребёнка она не смогла пережить. Это случилось в одной из военных экспедиций в 1631 году, когда у Мумтаз Махал развились какие-то сложности во время родов 14-ого ребёнка и она умерла.

              После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Когда он остался наедине со своим горем, к жизни его толкала только одна мысль -  выполнить последнее желание своей возлюбленной жены стройкой монумента, который был бы бесподобным и непревзойдённым по своей красоте, и который будет символизировать их любовь друг к другу. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

              Смотря на защищающие стены форта Агры, глаза Шаха Джахана падали на открытую и пустую землю, которая находилась вблизи лениво текущей реки Ямуны. Владельцу этой земли – Радже Ма Сингху было хорошо заплачено за эту землю, на которой было решено построить здание могилы, которая в будущем оглушительно прославит это место на весь мир!

              Стройка Тадж-Махала стала всеобъемлющей страстью для Шах Джахана, он интересовался всеми деталями каждого процесса. Его знания декоративных искусств, архитектуры, планирования, и его высоко развитая эстетическая чувственность – всё шло в пользу этого проекта.

              Существует неверное представление о том, кто же был настоящим архитектором Тадж-Махала, но без сомнения, Могила Хумаюна в Дели – была первой могилой с садами и предвестником Тадж-Махала. У неё есть точно такие же подъёмные плинтусы, сад, огромный купол. Но творение Шах Джахана было совершенно гармоничным по декоративным украшениям, из-за которых Тадж-Махал считается несравнимым по красоте…

            Невероятно, но почти 20 000 рабочих, плотников, ремесленников, художников, и инженеров непрерывно трудились почти 22 года, для того, чтобы привести этот проект к точном замыслу Шах Джахана. Практически, всё население города трудилось над этим проектом. Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более 1 000 слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время, как сапфиры привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол – из Аравии. В целом, 28 типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. Шах Джахан был очень доволен  итоговой версией Тадж Махала, которая стоила ему почти 5 000 000 рупий.

              Остатки Мумтаз Махал перенесли из прежней могилы, которая была в саду на берегу реки, в Тадж-Махал. Шаха Джахана похоронили рядом с его женой здесь же в 1666 году.

              Ограждённая с 3-х сторон территория, на которой обустроен комплекс, имеет прямоугольную форму (размеры 600 на 300 метров). Главные ворота, выполненные из красного песчаника с красивой инкрустацией белого и чёрного мрамора, каллиграфией и с цветочными и геометрическими замыслами, напоминают небольшой дворец с боковыми башнями. Эти башни увенчаны куполами, а над самым входом в 2 ряда по 11 штук расположены маленькие купола-зонтики. На входных воротах есть фразы из Корана, которые заканчиваются словами «Войди в Мой рай!» – Шах-Джахан создавал рай для своей возлюбленной. Аманат Кхан был главным каллиграфом могилы Акбара на Сикандре, использовал свою технику для единообразия по всем надписям, чтобы при взгляде на них они все казались одного размера.

              Эти каллиграфические надписи сделаны в форме рамки, и они добавляют грандиозности к этим воротам, монументальный портал высотой около 30 метров подготавливает посетителей к вид на массивное, но хрупкое сооружение, когда они проходят через ворота. Именно отсюда Тадж-Махал смотрится мягко и сказочно в своём потрясающем благородстве. Эффектно смотрится и детально спланированный сочный зелёный сад с деревьями, тропинками из красного песчаника, водоканалами, фонтанами и мраморным прудом в центре, отражающем общее великолепие Таджа.

              Могила находится в северном конце сада, в центре. Каждая секция из четырёх секций сада, разделены на ещё 4 маленькими ручьями. Синее небо сзади даёт совершенно гипнотизирующий вид на белые контуры Таджа. И всё это вместе напоминает Рай на Земле.  Из всех могольских монументов, Тадж-Махал представляет имперского очарование с райским образом.

              Тадж-Махал поднимается на высоту до 74 метров, но кажется очень изысканным и хрупким. Его ширина 17 метро. Необычная восьмиугольная могила находится в середине квадратного плинтуса, креплённого к земле снизу. Балансу могилы добавляют четыре высоких конусообразных трёхэтажных минарета. Восторженное великолепие Таджа скрыто  в изобретательной планировке луковичного двойного купола, расположенного в середине четырёх мраморных куполов. Понятие двойного купола было первый раз принято в качестве эксперимента на Могиле Хумаюна и потом такой же установили и в Тадж-Махале, где каждый элемент структуры элегантным и грациозным способом поддерживает и балансирует сооружение.

              Весь комплекс был спланирован пропорционально по геометрическим решёткам, что объясняет совершенный баланс не только могилы, но и полного комплекса.

              Прямо под центральным куполом находится главная камера гробницы – сердце всего комплекса. Загробный памятник Мумтаз Махал стоит в центре восьмиугольного зала, а Шаха Джахана – справа (это единственный непропорциональный элемент во всём комплексе), оба выглядят, как пара шкатулок, украшенных драгоценными камнями и цветочной мозаикой, обитой мелкими драгоценными камнями. Они окружены роскошными резными экранами, сделанными из одного листа мрамора, приукрашенного кружевной филигранной работой и драгоценными камнями, очаровательно сверкающими при взаимодействии со светом.

                Настоящая могила, на самом деле, находится в крипте прямо внизу, в тёмной камере. В сравнении с хорошо приукрашенным залом наверху, этот зал очень тёмный и наполненный ладаном, является очень простым и тихим, где единственным звуком который можно здесь услышать, будет звук молитвы.

                Вокруг камеры есть ещё четыре прямоугольные одинаковые комнаты на всех этажах на четырёх сторонах, ещё есть, восьмиугольные комнаты, взаимосвязанные друг с другом. Все стороны, кроме одной на юге, имеют экраны, которые фильтруют входящий свет, чтобы вся камера и кентафий кпались в мягком немом свете и добавляли торжественную атмосферу внутри.

                У фасада Таджа есть арочный вход, который балансируется маленькими, но двойными прямоугольными арками друг на друге. У каждой секции фасада имеются пилястры, с почками Лотуса на вершине и финвалы для украшений. Эта архитектурная особенность Таджа и геометрические и цветочные украшения дополняют друг друга и увеличивают красоту монумента.

                Благодаря особенностям полированного мрамора, Тадж-Махал изменяет свой цвет несколько раз в сутки: при восходе солнца кажется розовым, днём, при солнечном свете, сияет белизной, в вечерних сумерках излучает лилово-розовое сияние, а при луне выглядит серебристым.

                Так как могольские правители были страстными любителями цветов, в украшении Тадж-Махала есть избытки цветочных мыслей. Разные типы цветов, таких как тюльпан, лилия, нарцисс были скульптурными, резными, их использовали в мозаичной работе, в покрытии эмалью, в мозаиках и живописи на внутренних и внешних поверхностях. Есть примеры, где в одном цветке можно найти ещё 40, обивающие разные резные цветы и камни. Исключительно прекрасные цоколи Таджа значительно были инспирированы миниатюрой живописцев, которые стали популярными во времена правления Джахангира. Эти мозаичные бордюры с листами и цветочными мыслями оказываются совершенными, выгравированными на мраморе и их легко можно сравнить с красивыми могольскими живописцами.

                Фасад, сверкающий лучшими декоративными материалами искусства, как панели с роскошным резным рельефом, цветочными ветками, вставленными в рамках работы пиетра-дюра с бордюрами, с мозаичными работами камней и с каллиграфией на чёрном мраморе  и с надписями из Корана, даёт монумент красоту драгоценности.

                На двух сторонах Таджа, в конце садов, находятся 2 одинаковых строения из красного песчаника, которые дальше подчёркивают его совершенную симметрию и гармоничную пропорцию. Здание справа от могилы – это мечеть с мозаичной мраморной работой на красном песчанике.

                Мехманкхана или дом для гостей находится слева от Таджа с почти такими же украшениями, и является контрастом для Таджа и дополнением к мечете в архитектурном плане и симметрии.

                В южной части комплекса расположен закрытый двор с четырьмя воротами, где находятся мавзолеи ещё двух жён Шах-Джахана Акбарабади-Бегум и Фатехпури-Бегум, а также, служебные постройки.

                Существует теория, которая говорит о том, что Шах-Джахан планировал построить ещё один мавзолей, уже из чёрного мрамора, как раз, напротив Тадж-Махала, через реку. Было высказано предположение, что Шах-Джахан не успел построить мавзолей из чёрного мрамора, потому что был свергнут своим сыном, Аурангзебом.

                 Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду», казалось, подкрепляют эту легенду. Однако, произведённые в 1990-х годах раскопки показали, что камни «чёрного мрамора», на самом деле, являются почерневшим белым мрамором.

                 Существуют байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал. Подобные басни существуют относительно многих известных сооружений.

                 В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал. Но, история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

                 Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но, именно Тадж-Махал остался в истории, как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

                 Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению учёных, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамны. Исчезновение реки приведёт к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению.

                Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей, всё равно, желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.

                На территории площадью 10 400 км² вокруг Тадж-Махала, известной, как Трапециевидная зона Таджа, и включающей в себя ещё 2 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Агра-форт и Фатехпур-Сикри, введены специальные ограничения, призванные защитить эти памятники истории от загрянения. Предприятиям в этой зоне, в частности, запрещено использовать уголь и кокс: они должны перейти на использование природного газа или  переведестись за пределы зоны.

                Тадж-Махал можно увидеть во многих кинолентах, например: «Жизнь после людей», «Армагеддон», «Миллионер из трущоб», «Пока не сыграл в ящик».

                Великолепный Тадж-Махал неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви. Ежегодно эту достопримечательность посещает от 3 000 000 до 5 000 000 туристов, из которых более 200 000 – иностранцы.

 

 

Туры в Индию  спецпредложения дня

 
© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню